Фон, фигура - очень важные понятия в восприятии визуальных изображений. Представим себе изображение группы людей на фоне парка. Мы так и говорим - "на фоне парка". То есть понятие фон в нашей жизни существует, и можно привести множество примеров его употребления. Понятие фигура также существует в жизненном опыте, но чаще применяется по отношению к человеку. Мы говорим: "у него спортивная фигура. У нее стройная фигура". Мы знаем, что такое шахматные фигуры. на уроках нам показывают геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, круг. Если учитель показывает нам красный треугольник, стоя у черной классной доски, то мы говорим: "красный треугольник на черном фоне". Мы называем фоном то, что расположено за интересующим нас объектом. Интересующий нас объект мы будем называть фигурой. Значит красный треугольник - это фигура, черная классная доска - фон.
Вернемся к изображению группы людей на фоне парка. На рисунке а мы видим, что фигуры людей и парк (фон) практически не различимы. Почему это происходит? Соотношение площади фона и площади фигуры неопределенно. Трудно понять, что больше, что преобладает. Такая же неопределенность в изобразительной насыщенности, сложности. Трудно определить, что для нас значимо в первую очередь. Нет последовательности восприятия.
Посмотрим на следующий рисунок (ниже). Здесь ясно обозначено соотношение фона и фигуры. Фигуры более насыщены и воспринимаются как главные. Мы убедились в важности понятий фон и фигура в создании визуальных изображений.
1. Фон, фигура (1)
Что важнее фон или фигура и как они взаимосвязаны?
Посмотрим фильм.
В работе по созданию визуальных изображений мы постоянно будем иметь дело с фоном и фигурой. В фильме мы познакомились с особенностями соотношения фон - фигура.
Как применить на практике полученные знания?
Нужно ли избегать неопределенности соотношения фон - фигура?
Все зависит от задачи, поставленной при создании визуального изображения. Если мы создаем изображение, в котором фигура должна восприниматься однозначно, а ее затрудненное восприятие и тем более превращение в фон и наоборот (да еще со случайным значением) нарушает создаваемый образ, то, конечно, необходимо сделать соотношение фон - фигура определенным. Но представим, что мы хотим сделать изображение неоднозначным, чтобы зритель в одном изображении видел две картины, чтобы эффект фон - фигура создавал дополнительный смысл.
Где можно применить эффект фон - фигура? Допустим, при создании логотипа - легко запоминающегося знака фирмы, когда требуется вложить информацию как бы второго слоя восприятия, возможно не сразу открывающегося, или создать эффект двойного прочтения. Эффект фон - фигура можно применить и в произведениях искусства. например, Его активно использовал Сальвадор Дали.
Рассмотрим несколько рисунков.
Представим себе визуальное изображение на плоскости: на столе букет цветов, но произведение называется "Птицы". Название является ключом, поступила установка на поиск птиц, и мы их находим. Мы видим, что фон вокруг цветов - и есть птицы. То есть фон превратился в фигуру.
Инесса Лебедева. 14 лет. Храм. Фон-фигура. Опара-студия 2001 год. Мы перевернули рисунок и видим храм. То есть фигура становиться фоном, а фон - фигурой.
2. Фон, фигура (2)
3. Фон, фигура (3)
4. Фон, фигура (4)
5. Фон, фигура (5)
Инесса Лебедева. 14 лет. Храм. Фон-фигура. Опара-студия 2001 год. Мы перевернули рисунок и видим храм. То есть фигура становиться фоном, а фон - фигурой.
Гриша Чижик. 13 лет. Мальчики и гусь. Опара-студия 2001 год. На этом рисунке также присутствует эффект фон - фигура.
Инна Машанова. 11 лет. Птицы. Опара-студия 2001 год. На этом рисунке мы можем увидеть птиц, и в то же время - кувшин с цветком.
Теперь мы по собственному желанию можем настроиться и увидеть птиц или цветы. Эффект фон - фигура можно применить и в web-дизайне. Допустим, мы создаем сайт музыкальной группы "Взгляд". Их песни - это необычный взгляд на обычные вещи. Мы хотим создать адекватный образ - знак этой группы. на главной странице сайта нужно разместить рисунок - символ группы, такой же неожиданный и парадоксальный, как их песни. И здесь можно воспользоваться эффектом фон - фигура.
На рисунке мы видим вазу с цветами, но, присмотревшись, можно заметить два профиля и обнаружить, что цветы образуют название группы. Теперь, взяв за основу рисунок, создадим главную страницу в виде графического изображения, и, используя эффект последовательного изменения цвета фона и фигуры, мы сможем управлять зрительским восприятием. Человек будет воспринимать то фигуру как фон, то фон как фигуру и видеть то цветы, то профили смотрящих людей.