2.  Цвет - количество





а)
А. Родченко. Беспредметная композиция. 1918 г.
Государственный Русский музей

б)
К. Малевич
Супрематизм. 1928-1929 гг.
Государственный Русский музей

Живопись вызывает сильные эмоциональные ощущения. Рассмотрим несколько примеров цветовых композиций. рисунок а - композиция, составленная из черных, фиолетовых, зеленых и желтого цветов. На рисунке б преобладают теплые, охристые тона, голубой, оранжевый цвета. Сравнивая эти композиции, мы без труда определим, что правая композиция вызывает ощущение тепла, вызывает приподнятые, радостные ощущения. Сравнивая ее с музыкальным произведением, мы можем сказать, что композиция звучит мажорно. Левая композиция (рисунок а) звучит более минорно, приглушенно, трагично.

Посмотрим на рисунок в. В композиции обыгрываются серые тона, и доминирует охристо-золотистый цвет. Эта композиция полна достоинства, она динамична и в то же время достаточно уравновешена. Мы говорим, что цвет, как и звук, обладает выразительностью, то есть выражает определенные настроения. На представленных композициях мы видим, что цвета определены по занимаемой площади и находятся в определенных пропорциональных отношениях.


в)
К. Малевич. Супрематизм (№ 58). 1916 г.
Государственный Русский музей


[Фильм. Цвет-количество]

Сравним представленные на рисунках б и в композиции. Количественные изменения пропорций цвета привели к изменению общего восприятия. Теперь композиция звучит не приглушенно, трагично, а более мажорно и жизнеутверждающе. Таким образом, важно не только то, какие цвета использованы в композиции, но и их количественные соотношения. Мы обратили внимание, что изменения цветовых соотношений вызвали изменения формы цветовых пятен, линий, образованных их границами. Связаны ли цветовые отношения с линиями и формой цветовых пятен? Как нам представляется, такая связь существует.




Курс создан при финансовой поддержке компании Юкос